Вот уже много веков магия является неотъемлемой частью жизни людей, исповедующих веру в Старых Богов: напоминаниями о чудесах пронизана не только каждая клеточка их тел, но и, пожалуй, большая часть используемых предметов быта. Так, каждый уважающий себя язычник знает несколько наиболее популярных заговоров, по сути своей являющихся обращениями к Богам; умеет отличить руны от любого другого незнакомого ему алфавита, а в большинстве случаев – даже в состоянии начертать или вышить самые простые формулы, дабы уберечь себя и свою семью ото зла; а любое проклятие в устах его неизменно напоминает страшное заклинание, даже если он сам является примером доброты и благочестия.
Легенды о самых впечатляющих чудесах передаются из уст в уста, об их героях слагают песни, разносимые талантливыми бардами-сказочниками по всем уголкам стран, в которых ещё жива вера в Северную Традицию, образуя литературные памятники или целые пособия по колдовству.
Заводя разговор о колдовстве, в первую очередь, необходимо различать магию мнимую и истинную, как две структуры, порою не пересекающиеся между собой. Мнимой магией принято считать условное колдовство, которое может, при желании, сотворить каждый из последователей Северной Традиции. Она не требует наличия врожденных способностей, и в силу этого чаще всего не имеет реального эффекта, однако является частью культуры язычников, от которой не так-то просто отказаться даже в Офире, где добрую половину страны давно заняли монотеисты. На вопрос существуют ли чудеса, дарованные Богами людям, от природы не наделённым магией, ответить трудно, однако, принято считать, что в критической ситуации божественная благодать действительно может быть дана совершенно обычным людям, которые старательно исполняют волю богов и остро нуждаются в данный момент в помощи.
Обладателей же истинной магии среди язычников на порядок меньше: на десять-пятнадцать обычных детей, как правило, не попадается больше одного колдуна, и даже такая статистика считается довольно удачной, ведь в самые тяжелые времена бывало и такое, что на обучение в храмы за год поступало лишь несколько десятков детей. Способности к колдовству считаются одновременно, в каком-то смысле, и божественным даром, и проклятием, так как обретая магию человек вместе с ней получает немало обязанностей и правил, которые вынужден будет соблюдать всю жизнь. Первые признаки колдовского дара проявляются у детей в возрасте от пяти до семи лет, в редких случаях – раньше, и выглядят как неконтролируемые вспышки агрессии или паники, сопровождающиеся легкими визуальными эффектами и довольно существенным ущербом здоровью окружающих. Юные не обученные маги опасны для общества и для собственных родителей, а в силу того, что способности не является наследуемыми, и появление одаренного ребёнка в семье предугадать практически невозможно, в Солине ежегодно жрецы производят осмотр всех детей подходящего возраста на предмет диагностики их жилах магии. Непосредственный вред, который может нанести не контролирующий себя маг обществу заключается в том, что бурлящая в нём истинная сила Богов резко резонирует с энергетической оболочкой нормальных людей, пробивая её и вызывая целый ряд болезней и неудач. Кроме того, так как магия в некотором смысле является взаимодействием со стихиями и духами природы, хоть и не прямым, довольно часто случается, что неконтролируемые всплески колдовства провоцируют даже локальные стихийные бедствия. В данном случае, гораздо опаснее появление ребёнка-мага для жителей Офира, так как определить необходимость обучения для своего чада каждый родитель там должен самостоятельно, если только ему не посчастливится встретить жреца, который почувствует силу и сможет посоветовать, как с ней распорядиться.
Обучение магии
Для проявившего способности к колдовству ребёнка обучение официально начинается в восемь лет, вне зависимости от сословия, к которому этот ребёнок принадлежит. Образовательный процесс всегда возглавляют жрецы, и, если для большинства людей школа находится при ближайшем храме, то наиболее обеспеченным и знатным категориям дворян иногда удается пригласить одного из служителей непосредственно к себе в поместье или замок, дабы они занимались обучением детей в привычной им среде. Следует отметить, что даже в таких случаях крайне мала вероятность, что какой-либо жрец согласится обучать единовременно всего одного ребёнка, и, скорее всего, желающим родителям придётся не только хорошенько заплатить, но и заниматься набором своеобразной учебной группы для расположения её на своей территории.
Обязательное обучение длится ровно три года, не больше и не меньше, и этот срок считается достаточным для того, чтобы колдун в полной мере научился контролировать свои способности и ограждать окружающих от возможного вреда. В случае, когда юный послушник желает остаться при храме для продолжения обучения, он осознанно отказывается от имеющегося у него титула и наследства, и выражает полную готовность в будущем стать жрецом. Для таких людей обучение длится ещё пять дополнительных лет, в течение которых подростку уже не только объясняют самые простые истины, но и, в буквальном смысле, раскрывают некоторые тайны мироздания, а заканчивается оно по достижении шестнадцати лет, когда послушника, наконец, посвящают в младшие жрецы.
Тогда как на территории Солина обучение магии ведется повсеместно и практически в каждом храме, в Офире ситуация с этим несколько сложнее: в столице и её окрестностях получение образования подобного толка порицается и поднимается на смех, а рождении колдунов лишний раз говорить и вовсе не принято. Однако даже в этом случае существуют возможности получить необходимые знания: стоит только уехать подальше к северной границе королевства, как вы начнёте обнаруживать практически в каждом графстве храм, в котором жрецы готовы обучать колдовству по старым законам.
Разрешенная магия
К разновидностям разрешенной магии на территории обоих королевств относятся: травничество, зельеварение, целительство, использование заклинаний не деструктивного свойства, руническая магия и артефакторика, гальдр (магические песнопения) а также спа (предсказания). Основам каждого вида магии детей обучают жрецы в течение трёх лет нахождения при храме, а все дальнейшей развития способностей ложиться на плечи самого колдуна, которому остаётся доступна храмовая библиотека, в которой можно найти достаточно много информации, посвященной тому или иному виду магии.
Травничество, зельеварение и целительство – несколько направлений колдовства, тесно связанных между собой. Практически любой ингредиент, который только можно найти среди деревьев, трав и плодовых растений при правильной подготовке может служить составляющим компонентом для зелий различного свойства. Наиболее распространенными зельями являются зелье от общего недомогания, излечивающее легкие болезни; восстанавливающее зелье, позволяющее колдуну не испытывать физических неудобств при регулярном применении дара; ряд зелий для женщин, находящихся на сносях; кровоостанавливающее зелье, часто используемое на поле боя. Целительство, в свою очередь, не обязательно предполагает использование дополнительных инструментов в виде трав, зелий и различных мазей – под это определение подходят абсолютно все манипуляции, направленные на то, чтобы поправить чье-либо здоровье, а это может быть и вышивание определённых рун на одежде, и чтение заклинаний-заговоров, силой слова позволяющих ускорить процесс выздоровления.
Заклинания у язычников существуют самые различные, но чаще всего они звучат как благословение на победу в бою, на удачный брак, на рождение здоровых детей, на улучшение финансового положения или на привлечение в свою жизнь любви. Довольно часто применение заклинаний соседствует с рунической магией и артефакторикой, предполагающими изображение специальных символов с особым значением на одежде и предметах быта. Изображая руны, колдун обязательно должен вложить в них определённое намерение и отдать формуле часть своей энергии, соизмеримую с желаемым результатом. Именно для того, чтобы облегчить реализацию обрядов, использующих руны, часто применяются заговоры, в которых маг точно формулирует стоящую перед руническим ставом задачу и озвучивает условия, при которых ритуал будет считаться выполненным. В качестве примеров зачарованных артефактов можно назвать расшитую рунами одежду, покрытое руническими ставами оружие, а также дома, на стенах или крышах которых изображены определённые говорящие знаки. Кроме того, распространенным является зачарование украшений на защиту от дурных сновидений, болезней или в качестве определённого сигнала о том, что с тем или иным человеком произошла беда. Классическим, но довольно дорогим, романтическим подарком считаются зачарованные цветы с заговором на то, чтобы завяли они только тогда, когда исчезнет в паре искренняя любовь. По такой же логике довольно часто воины заказывают для жён украшения, камни в которых разрушаются, если муж погибает в очередной битве. Довольно редкими и весьма сложными в исполнении являются зачарованные зеркала, позволяющие определённым образом общаться с нужным человеком: их создание требует обязательного наличия дара у каждого хранителя такого зеркала, а также обязательного участия обоих в процессе создания подобного предмета, которое, бывает, может длится не один день.
Наиболее сакральными видами колдовства являются гальдр и спа. Гальдр представляет собой сложные заклинания, которые, как правило, не проговариваются, а поются, а для исполнения которых обязательно обладать хорошим голосом и слухом. Именно поэтому среди язычников очень уважаемыми людьми считаются барды, которые могут самостоятельно сочинять и воспроизводить целые обращения к Богам. Спа, в свою очередь, это магия предвидения и она, считается, является наиболее редкой: небольшие божественные откровения и предчувствие, которые легко спутать с галлюцинациями и паранойей, доступны многим колдунам, однако возможностью делать реальные предсказания награждён лишь очень небольшой процент людей. Довольно часто случается и такое, что, имея зачатки такого дара, ребёнок просто не может в достаточной степени сконцентрироваться и осилить обучение, и так и не обретает предвидения в полной мере. Настоящих пророков (спакунов) в каждом королевстве можно пересчитать по пальцам, так как сложно назвать более трёх известных провидцев на всю страну.
Кроме того, разрешенным является взаимодействие с духами природы и это – единственная магия, так или иначе имеющая заметную визуальную реализацию. Настраиваясь на волну определённой стихии, колдун, если его энергетика не конфликтует с ней, может в небольшой степени управлять воздухом, водой, огнем или землей, вызывая не слишком, как правило, глобальные, природные явления вроде ветра. Кроме того, часто обращение к духам является сакральным, так как включает в себя выход на связь с мистическими существами, в которых верят язычники, и просьбы их помочь в том или ином деле. Считается рабочей, хоть и сложной в реализации практикой.
Важно учитывать, что разрешенным также является уничтожение последствий негативного колдовства, если оно не выходит за пределы общепринятых методов. Создание же оберегов от тёмного колдовства и любая защитная магия не только разрешены, но и особо поощряются в обществе.
Любое колдовство требует от мага оплаты, и это может быть его жизненная сила, энергия, кровь или просто деньги, полученные от того, для кого проводился тот или иной обряд.
Запрещённая магия
Запрещённым является любое колдовство с негативным намерением, которое может причинить вред какому-либо живому существу или чьему-то имуществу. К видам запрещённой магии относят всевозможные порчи, проклятия, любые разрушительные воздействия, а также магию, направленную на подавление воли другого человека, в том числе и привороты. Чёрная магия по сути своей несколько мощнее, чем разрешённая, однако и оплаты требует гораздо более существенной, причем речь ведётся далеко не всегда о деньгах. Маг, промышляющий деструктивным колдовством, довольно часто расплачивается перед Богами за то, что испытывает их терпение личной удачей, здоровьем и годами жизни, родными людьми или любовью.
Ещё отличительной чертой тёмного колдовства является то, что она очень явно завязана на кровных узах. Таким образом, довольно легко насылать беды на своих младших кровных родственников, так как считается, что старший по умолчанию знает лучше младшего, как стоит поступать, и наказание может быть справедливым. Колдовать на старших родственников непросто, и часто откаты за такую магию ведьма или ведьмак получает практически мгновенно, однако и это не является невозможным. Также всегда важно учитывать, что любое негативное воздействие, особенно порча или проклятие, может лечь не на конкретного человека, а на целый род или спуститься вниз по кровной линии в случае смерти первой жертвы, и это является ещё одной причиной для того, чтобы не использовать магию в отношении собственных родителей или супругов, с которыми у мага есть общие дети.
Запрещённая магия подразумевает использование кладбищенской символики, свечей, широкое применение крови в ритуалах, принесение жертв, в том числе иногда и человеческих. Считается, что от величины принесённой жертвы увеличивается мощность и скорость проводимого ритуала, поэтому в крайних случаях жестокого ограничения по времени ведьмакам приходится прибегать именно к этому способу.
Среди тёмных магов распространено мнение, что по-настоящему эффективно диагностировать и снять порчу или проклятие может только тот, кто сам занимается подобными практиками, поэтому нередко даже ведьмы могут выступать в качестве своеобразных целителей.
В силу того, что обучение запрещённому колдовству не ведётся, чёрные колдуны редки, особенно если речь идёт о действительно знающих людях, причем многие из них приходят к подобной магии интуитивно, и только потом им удаётся достать какие-то рукописи, посвященные тому или иному виду тёмного колдовства.
Наказания
Люди, практикующие запрещённую магию, чье отношение к тёмным практикам засвитдетельствовано более, чем одним жрецом, подлежит немедленной казни через костёр или повешение. В Солине суд по подобным делам проводят жрецы при храмах, а в Офире требовать назкания для ведьм имеют право также светская власть и монотеистическое духовенство.
Люди, покрывающие использование запрещённой магии, а также являющиеся заказчиками услуг черных магов, подлежат лишению всего имущества и заточению в темнице, а в редких случаях – казни.
Общая информация
* Тот, кто практикует колдовство, направленное на защиту и лечение людей, по определению не может их калечить и чередовать разрешённую магию с запрещённой, и наоборот. Внутри мага происходит своеобразная самонастройка, практически не позволяющая чернокнижнику работать с созидательными материями, а благочестивому колдуну с разрушительными.
* Сила колдуна зависит не только от его возраста и того, как долго он обучается, но и, во многом, от методов, которые он использует. Кроме того, для мага очень важно его психологическое состояние – находясь в постоянном нервном напряжении, одарённый ощутимо теряет в силе, тоже самое происходит, если он усомняется в Богах, в вере и в самом себе. Кроме того, у некоторых магов существует явная предрасположенность к тому или иному виду колдовства. Довольно редко, но всё же случаются и те, кого Боги одарили особенной силой, несравнимой с силой большинства, но порой эта мощь является следствием непререкаемой веры в возможности магии и самих Шестерых.
* Избежать обучения практически невозможно, а если это всё-таки получилось, то велика вероятность, что одарённый просто не доживет до сознательного возраста, в силу невозможности контролировать собственный дар.
* Сложные заколдованные артефакты являются весьма дорогим удовольствием, доступным для покупки далеко не всем, даже знатным, людям. Именно поэтому широко практикуется приглашение ко двору дворянина колдуна, который мог бы удовлетворять его прихоти, получая заранее оговоренное жалование, а не оплату за каждое воздействие.
* В Офире колдунов опасаются, и в столице о магии стараются по-возможности даже лишний раз не говорить, высмеивая веру в сверхъестественное, как пережиток прошлого.
* Чёрного мага нельзя определить на глаз по одежде или манере поведения, однако на колдующем всегда остаются следы проводимых им воздействий, поэтому любой старший жрец может определить, кто и что колдовал за последние время. Другое дело, что далеко не всегда такие вещи оглашаются публично, так как не все жрецы стремятся сразу же казнить оступившихся, предпочитая всё же дать им шанс.
* Один из законов магии – ничто не возникает из ниоткуда. Магия всегда требует наличия некой материи, из которой будут созданы блага. Часто такой материей выступает непосредственно энергия колдующего.
* Церковь Единого имеет свои способы устранения последствий темномагических воздействий: епископы в состоянии провести особый очистительный ритуал, с переменным успехом освобождающий жертву от деструктивного колдовства. Часто случается, что таких обрядов необходимо несколько, к тому же они довольно продолжительны по времени, поэтому цену церковь за них устанавливает, буквально, непомерную. Настолько, что даже далеко не вся знать может позволить себе подобное лечение.